Самолет Зенит

В октябре 2005 года начаты  и  успешно завершены испытания самолета «внеаэродромного базирования» с укороченными взлетом и посадкой «Зенит» АП-21, изготовленного на предприятии «Авиа-Комп».  За основу при разработке взята конструкция самолета СН 801 фирмы Zenith Aircraft.  Однако конструкция была полностью переработана под имеющиеся у нас в распоряжении материалы и оборудование.

Вся конструкторская документация была разработана с «нуля». К стати, мы готовы поделиться разработанной документацией и опытом постройки этого самолета. В самолете СН 801 нас прельщают многие параметры. А именно:


-         цельнометаллическая простая в изготовлении  конструкция, которая обеспечивает практически неограниченный срок эксплуатации без серьезных профилактических работ по поддержанию аппарата в летном состоянии (до сих пор летают самолеты DC-3 выпуска тридцатых годов);

-         мощная механизация крыла, включающая в себя фиксированный предкрылок и флапперон (совмещенный закрылок и элерон) вдоль всего крыла. Такая конфигурация крыла обеспечивает большой диапазон скоростей и позволяет летать на самолете пилоту с небольшим опытом полетов. Посадочная скорость самолета равняется 60 км/ч,  а крейсерская 130 км/ч. То есть отношение скоростей больше двух, тогда как большинство легких самолетов обеспечивают это отношение только 1,5-1,8. Благодаря такой механизации крыла самолет требует очень короткие полосы для взлета и посадки:

-         конструкция шасси с передним колесом обеспечивает прекрасный обзор при взлете и также уменьшает требования к подготовке пилота;

-            конструкция самолета позволяет использовать различные двигатели в зависимости от желания и возможностей заказчика.
При работе над проектом мы усилили некоторые узлы конструкции и применили другую конструкцию шасси. Вместо рессоры мы использовали пирамидальное шасси с киевскими масляно-воздушными амортизаторами. Так же мы использовали колеса большего размера (480*200), что должно еще больше усилить «внеаэродромный» эффект разработанного самолета. Разумеется, зимой самолет может эксплуатироваться на лыжах.

Кроме этого выполнены серьезные работы по приданию конструкции большей жесткости. Так вдвое чаще поставлены нервюры,  установлены стрингера вдоль фюзеляжа. Если дополнительные нервюры были установлены еще при изготовлении самолета, то стрингера поставили уже на летающий самолет - до этого он сильно "бубнил".


В качестве силовой установки нами использован конверсионный автомобильный двигатель SUBARU EJ-25 мощностью 175 л.с.  Силовая установка - двигатель вместе с редуктором изготовлены Сергеем Виноградовым из Владивостока. Однако, концепция «открытой конструкции» позволяет применять   различные двигателей мощностью 150-250 л.с. Возможно применение авиационных сертифицированных двигателей подходящей мощности. Сегодня мы считаем использование конверсионных автомобильных двигателей более целесообразным. Это объясняется тем, что при перелетах между площадками, которые не оборудованы специальной техникой для подогрева двигателей, замой запуск авиационных двигателей достаточно сложен. Кроме этого проблемы с авиационным бензином сегодня даже в больших городах, не говоря уже о сельских аэродромах, где и должен эксплуатироваться такой самолет. На самолете используются топливные баки общей емкостью 200 литров. Такой объем топлива обеспечит время полета до 8 часов и дальность 800-1000  км. Это означает, что самолет спокойно может доставить людей или грузы на расстояние до 500 километров и без дозаправки вернуться обратно.

Испытания самолета подтвердили правильность выбранного направления работ. Практически все летные характеристики совпадают с ожидаемыми.

В самом конце 2007 года мы получили Свидетельство о регистрации самолета как единичного экземпляра воздушного судна.

Самолет подготовлен к мелкосерийному производству, уже заложены комплекты деталей для двух новых самолетов. Пока  мы предполагаем выпуск самолета только в сухопутном варианте. Однако уже сейчас рассматривается вопрос о возможности установки как простых, так и амфибийных поплавков. Использование поплавков позволит применять самолет в районах с большим количеством водоемов.

Наконец о нашей ценовой политике. По предварительным расчетам стоимость планера составит от 2000000 рублей. Полная стоимость самолета будет определяться в зависимости от применяемого двигателя и дополнительного оборудования.  

Сегодня мы считаем, что в качестве силовой установки вполне реально использовать либо не новые (но перебранные) двигатели Лайкоминг по вполне приемлимой цене, или новые Супериор. И те и другие (некоторые модели) могут работать на автомобильном бензине.
На сегодняшний день самолет уже налетал более 150 часов. На нем выполнено несколько маршрутных полетов дальностью до 200 км.
Самолет имеет свидетельство о регистрации и действующий Сертификат летной годности (СЛГ).

 

Фото некоторых элементов самолета: